Замечательно интересный человек [livejournal.com profile] leti_na_svet в своем ЖЖ начала выкладывать посты, посвященные фрилансу:

Часть 1. http://leti-na-svet.livejournal.com/456570.html?format=light
Часть 2. http://leti-na-svet.livejournal.com/457459.html?format=light
Часть 3. http://leti-na-svet.livejournal.com/458875.html?format=light
и далее по тегу "домашний офис"

Решила и я рассказать здесь о своем опыте фрилансера. Вдруг кому будет интересно.

Когда я начинала свою творческую деятельность (ну не нравится мне слово "трудовая!"), а именно в 1996 г., слово "фрилансер", насколько помню, еще было не особенно в ходу. Работала я тогда преподавателем в КПИ, и зарплата в пересчете на доллары составляла где-то $5-10. Причем платили ее в гривнах, и использовать ее нужно было быстро, иначе $10 легко превращались в $5. (Где-то в банке это прекрасно понимали, и зарплату регулярно задерживали.)

При этом у преподавателей было довольно много свободного времени. (Вам никогда не ставили две пары в день, причем первая начинается в 8:30, а вторая, у вечерников, - в 20:00? И так пару раз в неделю.) В общем, практически все подрабатывали на стороне, кто чем.

Я занялась переводами с английского технической (околокомпьютерной) литературы. Пользовалась кафедральными компьютерами.
Постепенно собралось денег на собственный комп.

Потом заказчиков стало больше. К паре книжных издательств добавилась пара журналов. Кстати, способ их поиска был прост, как прямой угол: подойти к ближайшей уличной книжной раскладке, полистать книги-журналы, переписать выходные данные. (Интернета-то не было!)

Постепенно стало ясно, что преподавательская деятельность приносит гораздо меньше морального удовлетворения, чем литературная. (Но я еще долго читала по лекции в неделю, потому что в институте было выгодно держать трудовую книжку.)

Тогда в начале очередного семестра путем сложного многоходового обмена я объединила все пары, прежде размазанные по всей неделе тонким слоем, в 1-2 дня марафона бурной трудовой деятельности. При этом вторая половина одного из дней отводилась на разъезды по заказчикам. И ВСЯ остальная неделя была свободна!

Да, так вот еще о разъездах. Интернет, напомню, тогда только начинался. А были в ходу 3,5-дюймовые дискеты (кто-то еще помнит это чудо?). Они часто глючили, поэтому один и тот же текст сохранялся на дискете в двух копиях, и таких дискет делалось две.

Потом один из работодателей предоставил бесплатный интернет. По приблизительным подсчетам, расходы на модем (dial-up, какой же еще тогда мог быть интернет?) и телефон окупились приблизительно за полгода. Это только за счет стоимости проезда (ТОГДАШНЕЙ стоимости!), без учета времени.

Жить стало существенно лучше и веселей :) На работу я тогда ходила за тремя вещами:
- в институт на пары;
- распечатывать переводы книг;
- за деньгами.

В общих чертах такой режим сохранялся много лет, независимо от мест работы. Постепенно с перевода книг я переключилась на написание статей для компьютерных журналов, потом на редактирование статей, потом на редактирование журналов. Но на стиль жизни это уже не влияло практически никак. Разве что к причинам похода на работу добавились пресс-конференции.

Тем временем технические средства сильно улучшились. Как показывает практика, большинство вопросов легко решаются по телефону и через электронку. Уже не говоря о всяких там чатах и файлообменниках.

Итого, имеем бонусы:
- плюс минимум два часа чистого времени в день за счет не-езжения на дорогу и не-сидения в пробках;
- возможность заниматься своим делом в удобной одежде (домашняя одежде и обувь гораздо свободнее практически любой офисной);
- выполняется только та работа, за которую платится зарплата/гонорар. Когда начальству захочется что-то "делегировать" кому-нибудь из подчиненных, оно поручит это тому, кто окажется ближе всего под рукой, а я буду последней в этом списке;
- если начальство вдруг вздумает задерживать зарплату под "благовидным" предлогом, рассчитывая, что еще 1-2 месяца я буду искать новую работу, а покуда поработаю бесплатно, то оно ошибется. У меня всегда несколько заказчиков. И если один из них вдруг начнет хотеть странного, я не буду ждать ни месяца, ни недели. Ни минуты. Просто переключусь на другое. И начальство это знает;
- план рабочего дня, выходные и отпуска - мое личное дело. Могу затеять стирку-уборку в 11:00, могу писать статью в 22:00, а гулять по городу вообще лучше по понедельникам :)
- муж тоже "свободный художник". Работать вместе, в одной комнате, каждый над своим - редкий кайф.

Случилось так, что один год своей жизни я все-таки отработала в офисном режиме. Что вам сказать...
Утром вскочить по будильнику, нырнуть в метро, там доспать. В офисе одна и та же температура, кондиционер, освещение. Где-то там снаружи менялись времена года и погода... кажется. Да, и еще темнело и светало. По идее.
В субботу доспать, в воскресенье убрать-постирать-привести себя в поря... упс, уже вечер воскресенья, завтра на работу.
Приготовить что-нибудь вкусненькое? Когда и зачем? Все равно всю неделю мы не видимся.
Погулять? Опять же, когда?..

А вот коллектив был прекрасный. [livejournal.com profile] chip_lich не даст соврать. Поэтому, за исключением описанных неудобств, вспоминаю этот год с удовольствием. При случае продолжим творческое общение :)

Вот как-то так. Ежели кто дочитал до конца, задавайте вопросы :)

Date: 2009-12-28 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] shumbm.livejournal.com
дочитал, вопросов нет :)

Date: 2009-12-28 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] yesint.livejournal.com
Особо весело делается фрилансеру-надомнику когда соседи затевают глобальный ремонт со стеновышибанием и перфораторосверлением месяцев этак на 7-8 с утра и до ночи....

Date: 2009-12-28 02:57 pm (UTC)
From: [identity profile] g-lioness.livejournal.com
Спроси у [livejournal.com profile] tanda_mif_chgk, каково ей работалось, когда перестилали полы и крыли лаком :)
И заодно как оно там со сквозняками.

Date: 2009-12-28 03:02 pm (UTC)
From: [identity profile] yesint.livejournal.com
Кроющих лаком крыли матом я думаю :)

Date: 2009-12-28 03:15 pm (UTC)
From: [identity profile] g-lioness.livejournal.com
О да :) И кашлем.

Date: 2009-12-28 03:42 pm (UTC)
From: [identity profile] no-land-man.livejournal.com
А ещё можно ходить в кино на дневные сеансы, когда не так много людей. И гулять по городу, когда ещё СВЕТЛО, а не уже нихрена не видно и гопники с косами стоят.
Правда, иногда возникают проблемы с самодисциплиной, дедлайн как-то забывается, после чего ВНЕЗАПНО оказывается, что был он, собственно, вчера. Или у вас такого не было, и это мы сами себе злобные раздолбаи? :)

Date: 2009-12-28 04:19 pm (UTC)
From: [identity profile] g-lioness.livejournal.com
Да, и гулять по городу, и летом купаться!
Кино мы смотрим дома, на широкой кровати, с лежащей проперек нас кошкой :)

А дедлайн - это святое. Во-первых, чем раньше будет сдана работа, тем раньше будет гонорар. Затем, работодателя, как ни странно, вовремя сдаваемая работа тоже дисциплинирует. Он начинает более четко выдавать задания и платить за сделанное. Так что даже если дедлайн изначально не установлен, всяко выгодно его установить и соблюдать. В общем, вопрос "на когда это нужно?" ставится сразу же, даже если заказчик забудет оговорить сроки.

Date: 2009-12-28 05:36 pm (UTC)
From: [identity profile] no-land-man.livejournal.com
Ну, кино дома - эт святое. Но всякие 3Д и тому подобные радости... :)

Не, это всё понятно. Дедлайн, естественно, ставится сразу, иных условий у нас ни разу и не было. Другое дело, что всегда кажется, мол, это ж аж через три недели, можно пока расслабиться... А потом, опа - и давай, трёхнедельный объём за три дня...

Date: 2009-12-28 07:38 pm (UTC)
From: [identity profile] g-lioness.livejournal.com
Ну так это и на обычной работе случается :)

Date: 2009-12-28 04:48 pm (UTC)
From: [identity profile] uroborros.livejournal.com
Я тут для себя вижу две проблемы. Во-первых, для работы мне нужна рабочая обстановка. Иначе очень сложно переключиться. Во-вторых, плохо, что когда ты болеешь или еще хуже, лежишь в больнице и ничего у тебя делать не получается, зарплату ты в это время не получаешь.

Date: 2009-12-28 05:19 pm (UTC)
From: [identity profile] g-lioness.livejournal.com
Хуже того, пенсию на старости лет тоже ожидать не приходится. Кроме того, что удастся организовать самостоятельно.

Date: 2009-12-29 04:01 am (UTC)
From: [identity profile] leti-na-svet.livejournal.com
Чтобы работать дома, не обязательно быть фрилансером. Я уже 6 лет работаю из дома и при этом у меня есть и трудовая книжка, и трудовой договор, и мед. страховка и пенсионные отчисления.

Что касается рабочей обстановки - ее вполне реально создать. Вы же знаете, что именно вам требуется, чтобы ощутить себя "при исполнеии"?

Date: 2009-12-29 08:19 am (UTC)
From: [identity profile] uroborros.livejournal.com
Начальник:)

Date: 2009-12-28 07:41 pm (UTC)
From: [identity profile] emergency-cell.livejournal.com
Помню даже 5-дюймовые дискеты :)

Как фрилансер с опытом считаю, что это прекрасный способ жить интересно и одновременно зарабатывать. Гулять по городу в будний день днем - такое удовольствие! Пока все работают, ты - свободен : )

Для меня была пара минусов. Первый - заказчик был в америке, я - программист, работала по его режиму чаще (до 2-3 ночи), уже пять лет как не могу выправить режим до конца :)

Второй - немного завидно было, когда все друзья- по корпоративам :) Или с коллегами какой выход устроят.

Ну и еще эта трудовая пресловутая :(

Date: 2009-12-28 08:13 pm (UTC)
From: [identity profile] g-lioness.livejournal.com
Ох да. Работать ночью - то еще удовольствие. На большого любителя.

Что до корпоративов, то это вопрос вкуса. Я, наоборот, не люблю официальные пьянки. Одно дело, когда собрались посидеть друзья, и совсем другое - когда весь офис согнали по команде в ночной клуб. Массовики-затейники, шаблонный юмор, Шеф Всея Конторы изображает демократа. И видно, что делает он это по инструкции... Пару раз, когда начальство выступило особенно круто, мне остро захотелось попросить ту сумму, которую потратили на развлекание меня, в следующий раз выдать наличными ;)

Да, кстати: послезавтра в моей нынешней конторе как раз будет корпоратив. Так шеф позвонил, позвал. Приятно, что ни говори :) В прошлом году тоже так отмечали.
А с редакцией с прошлой работы мы до сих пор встречаемся, отмечаем вместе дни рождения, хоть я там и не работаю уже.

Трудовая - это отдельный вопрос. Прежде всего, для чего она нужна? Для стажа. А стаж зачем? Для пенсии. У моей мамы стажа лет 30, у бабушки - лет 40. Угадайте с трех раз, на что им хватает честно заработанной пенсии :(

Затем, трудовая книжка нужна для того, чтобы следующий работодатель мог там прочесть о моих карьерных достижениях. Хм... За все время только два работодателя серьезно отнеслись к моей трудовой: КПИ и то самое издательство, где я проработала год в офисе. Но и там главной причиной, по которой меня брали на работу, была не трудовая.

Date: 2009-12-28 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] emergency-cell.livejournal.com
Дело не в пенсии :) Кредит в банке. Увы. Иногда он бывает нужен. Еще мне вынули мозг при получении загранпаспорта и визы, ведь надо было указать все места работы по трудовой, а там, где промежутки (меня как-то 2 мес не трудоустраивали) писать объяснения "почему". Вообще, этого можно избежать, если иметь свое ЧП, платить налоги, но там иметь свою трудовую не вопрос :)

Вот для этого и нужна трудовая (надеюсь, ее отменят когда-нибудь). Понятно, что работодателю она и не нужна вовсе, либо он сам заведет новую.

Date: 2009-12-28 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] g-lioness.livejournal.com
Да, с кредитами и визами - вопрос.
Правда, однажды я получила кредит на квартиру просто феерически - заполнила анкету, в которой указала свои реальные доходы (подтвержденные только обложками журналов и написанной лично книги). И принесла справку о зарплате из КПИ. Правда, дело было лет 5 назад, сейчас с этим сложнее.
А для визы трудовую пока что не требовали. Опять же, требовали справки о доходах. И о семье.
И все равно процедура получения того и другого, особенно виз, бывает просто унизительна.

Date: 2009-12-28 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] emergency-cell.livejournal.com
Она везде унизительна. Правда, сужу вот по Канаде-Америке - у нас (в РФ) еще и сложно и долго. Для сравнения, получение визы в Америку (хотяяя... Это, может, из Канады только) прошло просто. Заставили вынуть все вещи из карманов (нельзя было иметь даже сотовый), провели всех в комнатку, сняли отпечатки пальцев, еще пять мин поговорили и отпустили с миром, через неделю вернули паспорт. Все. Сбор документов занимает 2 часа (например, то, что вы живете в Канаде, подтверждается парой писем, пришедших на ваш ящик с вашим именем из банка, никакой прописки). Текущее место работы - стандартным письмом от работодателя с указанием годового дохода (нет бухгалтерских справок НДФЛ). Причем просто от менеджера с указанием контактного телефона. А для получения визы в Канаду из РФ мы месяц документы делали (даже полный врачебный осмотр + спец анализы на сифилисы и прочие пакости) :)

Ну и еще все эти нюансы - трудовую заверить на каждой странице, поставить подпись, печать, да еще и фразу какую-то сакральную надо было приписывать (для получения кредита в банк :) Надо на НГ пожелать, чтобы бюрократии было меньше :)

Date: 2009-12-28 08:36 pm (UTC)
From: [identity profile] g-lioness.livejournal.com
> Надо на НГ пожелать, чтобы бюрократии было меньше :)
+100 грамм и 5 звезд! :)

Date: 2009-12-29 06:57 am (UTC)
From: [identity profile] g-lioness.livejournal.com
Кстати. У меня прям сейчас трудовая лежит в офисном сейфе, где ей и положено быть. Однако начальство прекрасно понимает, что моя производительность труда отнюдь не повысится, если я каждый день буду приходить в то место, где она хранится :)

Date: 2009-12-29 06:59 am (UTC)
From: [identity profile] emergency-cell.livejournal.com
Я влюбляюсь в Ваше начальство после Ваших отзывов о нем :) Не дразните :)

Date: 2009-12-29 07:01 am (UTC)
From: [identity profile] g-lioness.livejournal.com
Лучше не надо. У начальства ревнивая жена ;)

Date: 2009-12-29 04:04 am (UTC)
From: [identity profile] leti-na-svet.livejournal.com
Пару раз, когда начальство выступило особенно круто, мне остро захотелось попросить ту сумму, которую потратили на развлекание меня, в следующий раз выдать наличными ;)

Мой благоверный в прошлом году так и сделал - попросил деньгами. Не дали. Так что вчера снова ходил на свой корпоратив ;)

Date: 2009-12-29 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] g-lioness.livejournal.com
Так ведь ясно, что не дадут. Еще и обидятся :(

Один раз вообще вышло потрясающе: начальство провело опрос сотрудников, что они хотят на НГ - ресторан или боулинг-клуб. Большинство высказалось за боулинг. Сняли ресторан!
Впрочем, мне ни разу не обидно - я голосовала за бассейн ;)

Date: 2009-12-28 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] melamory-s.livejournal.com
ухты, как интересно!
а что ты преподавала?

Date: 2009-12-28 11:03 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/__shahaf/
Да, да! И на каком факультете, коллега?

Date: 2009-12-29 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] g-lioness.livejournal.com
Электроакустический, который потом соединился с ФЭТом и стал ФЭЛом - факультетом электроники.
Кафедра Ю.М.Калниболотского, конструирования и производства ЭВА. Ее и заканчивала.

Вела лабораторки по языкам программирования, основам электронной техники, практические занятия по основам конструирования, под конец читала лекции по HTML. В итоге поняла, что преподавательство - не моё. Или не такое. Или не сейчас.

А Вы где/что преподавали?

Date: 2009-12-29 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/__shahaf/
РТФ, кафедра РОС (бывшая РОРИ), которая размещалась в 11 корпусе. Так что и там соседи :-) Теперь кафедра в 17-м, а в 11-м физтех, удобренный трупом КБ "Шторм".

Что... Постараюсь не упустить... И не обещаю точных названий.

1. Теория информации и системы связи (лекции читал буквально один семестр на стационаре и сколько-то у заушников)
2. Радиоавтоматика (ака линейные системы ака ТАУ)
3. Радиосовместимость (тоже 1-2 семестра)
4. Цифровая обработка сигналов
5. Интернет и компьютерные сети
6. Молекулярная электроника - поставил курс, но он был года три или около того. Тогда слово "нано" было еще не модно.
7. Цифровая обработка изображений (поставил курс)

Более того, хоть работал в КПИ буквально до последних дней, тоже был "фриланс", только контора была своя - разработка ПО под заказ.

Забавно, забавно :-)

Date: 2009-12-30 12:14 am (UTC)
From: [identity profile] herr-widerlich.livejournal.com
...а в 11-м физтех, удобренный трупом КБ "Шторм".
Ну чего, КБ ещё подаёт какие-то признаки жизнедеятельности. Хотя ходить там страшно, даже днём и при оружии)))

Date: 2009-12-30 07:57 am (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/__shahaf/
Признаки - возможно. Верю. Это как у покойника волосы растут некоторое время.

Date: 2009-12-29 06:50 am (UTC)
From: [identity profile] g-lioness.livejournal.com
В разное время разное. Вела лабораторки по языкам программирования, основам электронной техники (законы Ома, etc.), практические занятия по основам конструирования (расчеты всяких резьбовых идр. соединений), под конец читала лекции по HTML. В итоге поняла, что преподавательство - не моё. Или не такое. Или не сейчас.

Date: 2009-12-30 11:30 am (UTC)
From: [identity profile] victoria-z.livejournal.com
Лена, ты молодец)

Date: 2009-12-30 07:17 pm (UTC)
From: [identity profile] g-lioness.livejournal.com
Да что там... Ты ведь тоже довольно долго так работала?

Date: 2010-01-06 01:33 pm (UTC)
From: [identity profile] a-dasha.livejournal.com
Фриланс - моя мечта. Иду к ней шаг за шагом, целеустремленно.

От начинающего фрилансера

Date: 2010-01-09 09:57 pm (UTC)
From: [identity profile] smajlik.livejournal.com
Спасибо за такой обстоятельный рассказ!
(deleted comment)

Date: 2010-01-21 08:09 pm (UTC)
From: [identity profile] g-lioness.livejournal.com
А зачем соглашаться на то, что не нравится? В конце концов, у нас не крепостное право - в любой момент можно отказаться :)

Profile

g_lioness: (Default)
g_lioness

March 2014

S M T W T F S
      1
234567 8
910 1112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Oct. 21st, 2017 08:35 am
Powered by Dreamwidth Studios